|
Раффи (псевдоним; настоящее имя и фамилия –
Акоп Мелик-Акопян) – известный армянский писатель, автор исторических
романов, художественно-этнографических очерков и стихотворений.
Раффи родился в 1835 году в Персии, сын купца; учился одно время в
тифлисской гимназии, много путешествовал по Персии, России и Турции.
В 1860 г. напечатал в "Северном Сиянии” С. Назарьянца свое первое
стихотворение и с тех пор продолжал писать; сначала терпел нужду, давал
уроки, служил приказчиком в магазине, но к концу 70-х годов постепенно
приобрел большую популярность как романист, сделался первым армянским
беллетристом по профессии и мог существовать произведениями своего пера.
Наименьшее значение имеют стихотворения Раффи. Гораздо выше
этнографическо-художественные его очерки, написанные прозой
(изображающие преимущественно персидскую жизнь) – "Гарем”, "Хаспуши”,
"Биби Шарабани”, "Дневник Хачагоха”, с которыми можно сопоставить его
интересные в этнографическом отношении "Письма из Персии” (напечатаны в
1872 г. в газете "Мшак”). В некоторых повестях Раффи обличаются темные
явления окружающей жизни; сюда относятся: "Золотой петух” (обрисованы
отрицательные стороны купечества), "Обреченная” (резкие нападки на
устаревшие обычаи и суеверия), "Бойня” (описано возмутительное состояние
городской больницы) и другие. Слава Раффи основана преимущественно на
его тенденциозных романах и повестях: "Джалалледдин”, "Хент”, "Искры”,
"Самуэл”, "Давид-бек”, изображающих тяжелое положение армян, которое
Раффи прекрасно изучил во время своих странствований. Патриотические
мотивы начали определенно сказываться в творчестве Раффи с 1877 г.,
когда русско-турецкая война вызвала у передовых армянских деятелей
надежду на улучшение участи турецких армян или даже их освобождение от
мусульманского владычества. Подобно Патканьяну, Раффи изображает
зверства курдов и турок, сожжение сел и городов, похищение девушек для
гаремов, взятки и вымогательства чиновников, непомерное обложение
податями, глумление над христианской религией. Иногда он обрисовывает
приниженность и забитость своих соотечественников, утративших всякую
энергию и способность к борьбе, или обличает ренегатов-армян,
подслуживающихся к турецким властям (Томас-эфенди в "Хенте”). Он выводит
не раз представителей молодого поколения, смелых, независимых людей, с
определенной программой действий, сочувствием народу, ненавистью к его
врагам, готовностью работать и бороться (Саргат в "Джелалледдине”,
Вардан и Дудукчиан в "Хенте”, Аслан и Каро в "Искрах”). Их устами автор
проводит свои заветные мысли, обращается к соотечественникам с
проповедью обновления. "Самуэл” и "Давид-бек” – исторические романы,
основанные на изучении подлинных документов; но, изображая прошлое
родины, Раффи постоянно имеет в виду ее современное положение, ищет в
национальной истории уроков для турецких армян конца XIX века.
В 1881 году Раффи совершает поездку по историческим местам Карабаха.
Результат поездки – бесценная книга «Меликства Хамсы», о которой сам
Раффи написал следующее: «Эта книга – венец моих творений, ею я
воскресил давно утраченную и забытую историю, я доказал, что армянские
княжества существовали задолго до нашего века».
Лучшие произведения Раффи часто слабы в художественном отношении, но
обнаруживают у автора выдающийся публицистический талант. Влияние Раффи
было очень велико; даже простой народ оценил его сочинения и горько
оплакивал его смерть; некоторые современные писатели, например, автор
рассказов из турецко-армянской жизни В. Папазьян и поэт Леренц многим
обязаны Раффи.
Произведения Раффи переведены на многие языки мира. Для неармян
произведения Раффи любопытны как яркое выражение миросозерцания
передовых армянских деятелей 70-х и 80-х годов. Ср. статьи Е.С.
Некрасовой "Армянский писатель Раффи” ("Мир Божий”, 1892, книга II) и Ю.
Веселовского "Раффи, биографический очерк”, в I томе сборника
"Армянские беллетристы” (М., 1893; там же переводы повестей "Гарем”,
"Обреченная”, "Хас-пуши”, "Джалалледдин” и отрывков из "Хента”, "Искр”,
"Дневника Хачагоха”, "Давид-бека” и "Самуэля”). Из других произведений
Раффи переведены на русский язык: "Золотой петух” ("Новое Обозрение”,
1892), "Биби Шарабани” ("Мир Божий”, 1892, книга II), "Письма из Персии”
("Приазовский Край”, 1892). Ю. Веселовский.
Раффи умер в Тифлисе и был похоронен при громадном стечении народа и
выражениях симпатии со стороны всех сословий, в Ходжаванке, в Пантеоне
армянских писателей и общественных деятелей, где покоятся Великие:
Ованес Туманян, Габриел Сундукян, Газарос Агаян, Перч Прошян, Мурацан,
Церенц, Дживани, Нар-Дос, Григор Арцруни и другие.
0 комментариев | 436 просмотров
|