Великий армянский писатель,
просветитель-демократ, основоположник новой армянской литературы и
нового литературного языка, педагог, этнограф. Родился в селе Канакер
близ Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в
Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824-26). Окончил
Дерптский (ныне Тартуский) университет в 1836. Вернувшись на родину с
тем чтобы посвятить себя педагогической деятельности, Абовян встретил
враждебное отношение со стороны реакционного армянского духовенства и
царского чиновничества, т. к. он выступил против догматизма и формализма
в школьном обучении. С 1837 был смотрителем тифлисского уездного
училища; в 1843 перевёлся на такую же должность в Ереван. 2(14) апреля
1848 Абовян ушёл из дома и пропал без вести.
Творчество Абовяна имело огромное
значение для национальной литературы. Он писал романы, рассказы, очерки,
пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Он был первым
армянским детским писателем. Абовян выступил в то время, когда армянская
литература была проникнута религиозным духом, и многие стремились
искусственно оживить омертвевший древнеармянский язык грабар.
Произведения Абовяна написаны на современном языке – ашхарабаре,
понятном народу. Они проникнуты демократизмом. Он автор первого
армянского светского романа «Раны Армении» (1841, опубликован в 1858),
посвящённого трагической судьбе армянского народа и его освободительной
борьбе в период русско-иранской войны 1826-28. Он показал тяжкие
страдания армян под властью Иранских поработителей. Основная идея
романа, оказавшего большое влияние на широкие слои армянского общества, –
утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к
угнетателям. Герой романа – Агаси воплощает свободолюбивый дух народа,
его волю к борьбе с иноземными завоевателями. Отдать жизнь, но родины
своей не отдавать врагу – таков девиз Агаси и его боевых
друзей-партизан. Залог национального, политического и культурного
возрождения своей родины Абовян видел в укреплении дружбы русского и
армянского народов. В романе переплетены элементы романтизма и реализма,
повествование перебивается лирическими и публицистическими
отступлениями.
Абовян
написал научно-художественные произведения «Открытие Америки», «Книгу
рассказов», сборник басен «Развлечения на досуге» (опубликован в 1864),
цикл «Баяти» (опубликован в 1864). Он переводил на армянский язык
произведения Гомера, В. Гёте, Ф. Шиллера, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова
и др.
Абовян –
основоположник новой армянской демократической педагогики. Выступал
против средневековой клерикально-схоластической системы воспитания и
обучения. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное,
трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное
обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из
педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения
«Предтропье» (1838), учебник грамматики русского и армянского языков и
роман «История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских
детей» (напечатан в 1941). Он первый в Армении занимался научной
этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер,
жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, тюркский и курдский
фольклор.